Версия сайта для слабовидящих

Защита детей в интернете


Защита детей в интернете

 

 

Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющий вред здоровью и развитию детей, а также не соответствующей задачам образования. Скачать

Памятка для родителей по информационно психологической безопасности несовершенолетних. Скачать

 

памяткА для родителей

по медиабезопасности несовершеннолетних. 

 «Зачастую дети примают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность её источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (Павел Астахов, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка). 

Виртуальная угроза, подстерегающая детей в Интернете, становится более опасной, чем очевидные опасности, от которых мы пытаемся защитить наших детей.

 

 

Оставить ребёнка в Интернете без присмотра – всё равно, что оставить его одного в большом городе. Детское любопытство или случайный клик по интересной ссылке легко уведут его на опасные сайты.

Родители! Научите своего ребенка использовать Интернет в качестве инструмента для самопознания и источника информации, необходимой для успешного существования в социуме!

 

Какие опасности для детей таятся в Интернете

 

Явные опасности

Порнография, пропаганда насилия, экстремизм, агрессия, кибербуллинг, киднеппинг. К сожалению, в Интернете этого много. Социальные сети, форумы, чаты – всё это позволяет свободно вливать в детские умы подобную информацию, нанося непоправимый ущерб психике.

 

Опасные молодёжные течения

Подросший ребёнок будет обращаться в сфере его возрастной группы, которая часто так и называется – сложный возраст. Сайты всевозможных фанатов, социальные сети, объединяющие людей с неуравновешенной психикой в разного рода группы депрессивных течений и группы суицидальной направленности, толкают порой детей к суициду (буллициду) – всё это нужно заблокировать для ребёнка. Также опасение вызывает тот факт, что ряд экстремистских групп используют Интернет для распространения своих идей, пропаганды насилия в отношении национальных меньшинств и иммигрантов. 

 

Наркотики, алкоголизм

Мы говорим нашим детям о том, что алкоголизм – это страшная болезнь, а наркотики убивают, но мы не говорим о том, что они вызывают чувство временной эйфории и что именно в этом кроется опасность. Это наша ошибка. Будьте уверены: об этом они узнают от сверстников, прочитают в Интернете, и тогда беда застанет их врасплох. Не допустите, что бы ложь опередила вас, найдите время и нужные слова, чтобы верно пояснить проблему.

Секты.Следите за тем, с кем и на каких сайтах общается ребёнок в Сети. Проверяйте сообщества, форумы, чаты и сразу блокируйте подозрительные из них. Сектанты - вербовщики всегда принимают облик друзей и обещают что-то хорошее – разберитесь в вопросе сами, насколько это возможно. И помните! Всякое дерево познаётся по плодам. Не позволяйте встречаться с незнакомыми виртуальными собеседниками.

Вирусы, трояны, обманщики

Помимо опасностей человеческих, есть ещё опасности чисто технические. Заблудившись в Сети, очень легко заразить компьютер вредоносными программами, которые могут добавить вам головной боли: кража паролей и прочей конфиденциальной информации, спам от вашего имени, хулиганство, вымогательство, угрозы – всё это может быть плодами вирусов.

 

Интернет-магазины.

Сейчас развелось множество различных сайтов, предлагающих  огромный ассортимент различного вида товара: от дисков до компьютера последнего поколения. К сожалению, в погоне за количеством, теряется качество, а методы привлечения клиентов у многих Интернет-магазинов давно уже вышли за рамки законов и совести. Вам могут запросто прислать подделку или вовсе оставить ни с чем.

 

 

 

 

Кто-то скажет – если целиком оградить ребёнка от всего этого, то он окажется неподготовленным к жизни и сильно пострадает, столкнувшись один на один с жестокой реальностью. Это очень опасное заблуждение.

Вы никогда не сможете оградить ребёнка от мира целиком. Поверьте, он в достаточной мере получит контакт с враждебной внешней средой в школе, на улице, со сверстниками и даже по телевизору. Если и в семье ребёнок не увидит стремления к чистым и светлым принципам, то как же он сделает правильный выбор в будущем? Помните! Оградить ребёнка от всего чистого и светлого – ничего не стоит. Достаточно просто ничего не делать.

 

 

 

Рекомендации по медиабезопасности.

Пункт 1:

Как можно больше общайтесь со своим ребенком, чтобы избежать возникновения Интернет-зависимости. Приобщайте ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми. Запомните! Не существует детей, которых бы не интересовало ничего, кроме компьютера. Помните! «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».

 

Пункт 2:

Существуют определенные механизмы контроля пользования Интернетом, например:

- размещать компьютер в общих комнатах, или быть рядом, когда дети пользуются Интернетом;

- совместное с ребенком пользование Интернетом;

- устанавливать специальные системы фильтрации данных,

самостоятельно закрывающие доступ к определенной информации. Критерии фильтрации задает взрослый, что позволяет устанавливать определенное расписание пользования интернетом.

Например, в состав браузера Internet Explorer входит модуль "Ограничение доступа" (Content Advisor) – Сервис | Свойства обозревателя | Содержание (Tools | Internet Options | Content ).

Также к перечисленным программам по контролю Интернета можно добавить: NetPolice, K9 Web Protection, КиберПапа, функции родительского контроля, которые есть в большинстве антивирусов, детский браузер Гогуль, Чистернет.

Пункт 3:

Возможные Соцсети, в которых могут сидеть Ваши дети – это Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Фотострана, MySpace. Также обратите внимание на ресурс «Мой Мир» на почтовом сайте Мail.

 

При общении в Сети у ребенка завязываются виртуальные отношения с новыми «знакомыми» и «друзьями», которые кажутся безобидными, поскольку Интернет-друг является как бы «ненастоящим». Предупредите своего ребенка, что под именем «нового друга» может скрываться мошенник или извращенец. Виртуальное хамство и розыгрыши часто заканчиваются киберпреследованием и киберунижением, доставляя объекту травли множество страданий.

 

Пункт 4:

Научите детей не оставлять в публичном доступе личную информацию: контакты, фото, видео. Запомните принцип Интернет: «Все, что вы выложили, может быть использовано против вас». Желательно оставлять только электронные способы связи. Например, специально выделенный для подобного общения е-mail или номер icq.

 

Пункт 5:

Станьте «другом» Вашего ребенка в Соцсетях. Это Вам поможет контролировать виртуальные отношения ребенка с новыми «знакомыми» и «друзьями». Объясните ему, что Другом должен быть только тот, кто хорошо известен.

 

Пункт 6:

Контролируйте время, которое Ваш ребенок проводит в Интернете. Длительное времяпрепровождение в Сети может быть связано с «заигрываниями» со стороны педофилов, особенно в блогах, социальных сетях.

 

Пункт 7:

Несмотря на моральный аспект, периодически читайте электронную почту ребенка, если вы видите, что после прочтения почты  Ваш ребенок расстроен, растерян, запуган.

 

Пункт 8:

Главное средство защиты от мошенника, педофила – ребенок должен твердо усвоить, что виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными. То есть – никаких встреч в реальном мире с теми друзьями, которых он обрел в Интернете. По крайней мере, без родительского присмотра.

 

Пункт 9:

Средство защиты от хамства и оскорблений в Сети – игнорирование пользователя - ни в коем случае не поддаваться на провокации. Объясните ребенку, как пользоваться настройками приватности; как блокировать нежелательного «гостя»: добавить пользователя в «черный список», пожаловаться модератору сайта.

 

Пункт 10:

Избежать неприятного опыта с покупками в Интернет-магазинах можно, придерживаясь нескольких правил: проверьте «черный список», читайте отзывы в Интернете. Вас должна насторожить слишком низкая цена товара, отсутствие фактического адреса и телефона продавца на сайте, стопроцентная предоплата.

 

Пункт 11:

Для защиты компьютера от вирусов установите специальные для этого программы и периодически обновляйте их. Объясните ребенку, что нельзя сохранять на компьютере неизвестные файлы, переходить по ссылкам от незнакомцев, запускать неизвестные файлы с расширением *exe, так как большая вероятность, что эти файлы могут оказаться вирусом или трояном.

 

ГЛОССАРИЙ

Медиаграмотность – грамотное использование инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа  содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет.

Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества.

Согласно российскому законодательству, информационная безопасность (медиабезопасность) детей -  это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе - распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Интернет-зависимость (как вид нехимичесокой зависимости) – это навязчивая потребность в использовании Интернета, сопровождающаяся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. Патология проявляется в разрушении обычного образа жизни, смене жизненных ориентиров, проявлении депрессии, нарастании социальной изоляции. Происходит социальная дезадаптация, нарушаются значимые общественные связи.

Гэмблинг (игромания) - патологическая склонность к азартным играм. Заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.

Виктимизация детей – это процесс функционального воздействия насильственных отношений на ребенка, в результате чего ребенок превращается в жертву насилия, т.е. приобретает виктимные физические, психологические и социальные черты и признаки. Обычно «виктимизацию» определяют как действия, предпринятые одним человеком или несколькими людьми с намерением воздействовать, дискриминировать, нанести физический ущерб или причинить психологическую боль другому человеку.

Киберпреступления – формы: от мошеннических махинаций и нарушений авторских прав до распространения детской порнографии, пропаганды педофилии, торговли детьми.

Киднеппинг (от англ. kidnap «похищать») — противоправные умышленные действия, направленные на тайный или открытый, либо с помощью обмана, захват человека, изъятие его из естественной микросоциальной среды, перемещение с его места жительства с последующим удержанием помимо его воли в другом месте. Большей частью совершается из корыстных побуждений и имеет целью получение выкупа от родственников или близких к похищенному лиц, а также принуждение этих лиц к выполнению необходимых для похитителей действий.

Кибербуллинг – нападение с целью нанесения психологического вреда, которое осуществляется через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на веб-сайтах, а также посредством мобильной связи.

Виды кибербуллинга:

Киберпреследование – скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д.

Хеппислеппинг (Happy Slapping – счастливое хлопанье, радостное избиение) – видеоролики с записями реальных сцен насилия.

Кибервандализм – хулиганство в Сети.

Суици́д, самоуби́йство, (от лат. sui caedere — убивать себя) — целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное, и самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей).

Буллицид – доведение до самоубийства путем психологического насилия.

Спам (англ. spam) — массовая рассылка коммерческой, политической и иной рекламы или иного вида сообщений (информации) лицам, не выражавшим желания их получать.

Троян - вредоносная программа, распространяемая людьми. В отличие от вирусов и червей, которые распространяются самопроизвольно.

 

Фишинг - вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Это достигается путём проведения массовых рассылокэлектронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков (Ситибанк, Альфа-банк), сервисов (Rambler, Mail.ru) или внутри социальных сетей (Facebook, Вконтакте, Одноклассники.ru). В письме часто содержится прямая ссылка на сайт, внешне неотличимый от настоящего, либо на сайт с редиректом. После того, как пользователь попадает на поддельную страницу, мошенники пытаются различными психологическими приёмами побудить пользователя ввести на поддельной странице свои логин и пароль, которые он использует для доступа к определенному сайту, что позволяет мошенникам получить доступ к аккаунтам и банковским счетам.

 

Сайты, рекомендуемые для ознакомления родителям:

Как защититься от Интернет-угроз. Памятка для школьников, учителей и родителей:

www.rfdeti.ru/catalog/main_news/admin/upload/1270470934_memorandum.pdf

 

 

www.detionline.com

 

 

Линия помощи «Дети онлайн» — бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн-консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет.

 

 

Обратиться на Линию помощи можно, позвонив на бесплатный федеральный номер:

8-800-25-000-15 (с 9 до 18 (по московскому времени в рабочие дни) или отправив письмо по электронной почте: helpline@detionline.com.

 

 http://www.detivrunete.ru

- Телефонная Линия помощи поддерживается партнерами Центра безопасного Интернета в России. По телефону 8-800-200-24-00 предоставляются психологические консультации по проблемам насилия и принуждения к сексуальной эксплуатации, а также - жертвам подобных преступлений. Все консультации, а также звонок на телефон Линии помощи, бесплатны.

www.saferunet.ru – Интернет-СМИ «Национальный узел Интернет безопасности»

Ст. 17 Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.):

«Государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию…»

Идея проведения дней медиабезопасности в образовательных учреждениях принадлежит Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павлу Астахову. Данная инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым 30 мая 2011 года на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по реализации приоритетных проектов и демографической политике, посвященному вопросам охраны здоровья детей и подростков.

 

 

Защита детей в Интернете
 
Интернет постепенно проникает в каждую организацию, общественное учреждение, учебное заведение, в наши дома. Число пользователей Интернета в России стремительно растет, причем доля молодежи и совсем юной аудитории среди пользователей Всемирной паутины очень велика. Для многих, особенно молодых людей, он становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Для защиты детей от опасностей в Интернете необходима активная позиция родителей. И это не удивительно: ведь в Интернете можно найти информацию для реферата или курсовой, послушать любимую мелодию, купить понравившуюся книгу или обсудить горячую тему на многочисленных форумах.
Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна: в ней появилась своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления. Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания.
Взрослым нужно помнить о существовании подобных угроз и уделять повышенное внимание вопросу обеспечения безопасности детей в Интернете. Защита детей в Интернете: что могут сделать взрослые? Объясните детям и установите четкие правила – какие сайты они не должны посещать. Помогите детям выбрать правильное регистрационное имя и пароль, если это необходимо для общения детей посредством программ мгновенного обмена сообщениями или сетевых игр. Убедитесь в том, что они не содержат никакой личной информации.
Объясните вашим детям необходимость защиты их конфиденциальности в сети Интернет. Настаивайте на том, чтобы они никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации; например, места учебы или любимого места для прогулки.
Объясните детям, что люди в Интернете не всегда являются теми, за кого они себя выдают. Не позволяйте детям встречаться лично с их «знакомыми» по Интернету без вашего наблюдения. Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде – даже в виртуальном мире.
Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование и использование чужой работы – текста, музыки, компьютерных игр и других программ – является кражей.
Обращайте внимание, сколько времени проводят ваши дети в Интернете, чтобы вовремя заметить признаки возникающей интернет-зависимости.
Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и с какой целью. Однако открытое, честное общение всегда предпочтительнее вторжения в личную жизнь.
Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми. Если ваш ребенок ведет интернет дневник, регулярно посещайте его.
Будьте внимательны к вашим детям!
 
Возрастные особенности детей и Интернет
Ребенок проходит в своем психологическом развитии определенные стадии, которые достаточно сильно отличаются друг от друга. Это также отражается и на интересах детей при пользовании Интернетом. Родителям важно понимать особенности формирования их характера и интересы в том или ином возрасте, для того чтобы правильно расставлять акценты внимания при своих беседах с детьми о правилах безопасности в Интернете.
Повышение уровня безопасности детей в Интернете при помощи программных средств
Для защиты детей от опасностей в Интернете необходима активная позиция родителей. Пожалуйста, примите необходимые меры, чтобы защитить ваших детей при помощи программных средств. Но помните, что никакие технологические ухищрения не могут заменить простое родительское внимание к тому, чем занимаются дети за компьютером.
Выберите сайты, которые можно посещать вашему ребенку, и заблокируйте доступ к неподходящим материалам (например, с помощью Internet Explorer®)
Увеличьте уровень защиты и конфиденциальности:
используя возможности Microsoft® Windows, создайте отдельные учетные записи для разных пользователей настройте параметры безопасности Internet Explorer®. Следите за тем, какие сайты посещают ваши дети (например, с помощью Internet Explorer®).
Напоминайте детям, чтобы они не общались в Интернете с незнакомцами. Помогите им оградить себя от неизвестных контактов (например, с помощью Microsoft Windows Messenger)

ПАМЯТКА
Повышение уровня безопасности детей в Интернете при помощи технических средств.
ПОВЫСЬТЕ УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВАШЕГО КОМПЬЮТЕРА
УСТАНОВИТЕ НА ВАШЕМ КОМПЬЮТЕРЕ АНТИШПИОНСКИЕ НАСТРОЙКИ ИЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ АНТИШПИОНСКОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
БЛОКИРУЙТЕ ДОСТУП К НЕПОДХОДЯЩИМ МАТЕРИАЛАМ
ПОВЫСЬТЕ УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ РЕБЁНКА С ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТОЙ
ЗАБЛОКИРУЙТЕ ПОСТУПЛЕНИЕ СПАМА.
СОЗДАЙТЕ ОТДЕЛЬНЫЕ УЧЁТНЫЕ ЗАПИСИ ДЛЯ РАЗНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ.
ПОВЫСЬТЕ УРОВЕНЬ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ПРИ ОБЩЕНИИ ВАШЕГО РЕБЁНКА В ИНТЕРНЕТЕ С ПОМОЩЬЮ INTERNET EXPLORER.
КОНТРОЛИРУЙТЕ ТО, ЧТО ДЕЛАЮТ В ИНТЕРНЕТЕ ВАШИ ДЕТИ.
БЛОКИРУЙТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ НЕИЗВЕСТНЫХ КОНТАКТОВ В ПРОГРАММАХ ОБМЕНА МГНОВЕННЫМИ СООБЩЕНИЯМИ
СОЗДАЙТЕ НАДЁЖНЫЕ ПАРОЛИ.
ПРАВИЛА ИНТЕРНЕТ-ЭТИКЕТА
 

«БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ» - РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Мы понимаем, что Интернет – это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них – дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины.
Мы хотим сделать Интернет максимально безопасным для подрастающих поколений. Эта цель осуществима, если государство, представители бизнеса, правоохранительные органы и общественность объединят усилия, а родители осознают свое главенство в обеспечении безопасности детей.
Данные рекомендации – практическая информация для родителей, которая поможет предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной.
Правило 1.
Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине»: • Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения. • Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета, рассказывайте, как вовремя предупредить угрозы.
Правило 2.
Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть:
• Объясните ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием со стороны другого пользователя Интернета, ему нужно сообщить об этом близким людям.
• Объясните ребенку, что размещать свои личные данные (адрес, телефон, место учебы) в социальных сетях и других открытых источниках нежелательно и даже опасно.
• Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью.
• Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путём отправки sms, – во избежание потери денег.
• Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.
• Объясните, что нежелательно переходить по ссылкам в Интернете. Доказано, что за шесть кликов можно перейти от «белого» сайта к «чёрному».
• Научите ребенка самостоятельно вносить адрес в адресную строку браузера. Это позволит избежать сайтов-клонов.
Правило 3.
Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети:
• Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение – решение родительского контроля, антивирус Касперского или Doctor Web.
• Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал ваш ребенок. Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ребенок.
• Пользуйтесь программами семейной безопасности, которые позволяют полностью перекрыть доступ в Интернет или установить веб-фильтры, а также проверить, на какие сайты заходит ребенок, какие программы использует, сколько времени проводит в сети.
• Если ваш ребенок – учащийся младших классов и часто остается дома один, ограничьте ему время пребывания в Интернете.
• Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.
• Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные.
Правило 4.
Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:
• Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет-грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.
• Знакомьте всех членов вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.
• Учитесь у ребенка! Дети XXI века нередко продвинутее родителей в вопросах компьютера и Интернета. В форме игры попросите ребенка показать свои возможности и научить вас незнакомым действиям.
Правило 5.
Будьте внимательны к поведению ребенка, отслеживайте признаки Интернет-зависимости:
• Уясните, вредные привычки влияют на здоровье, а Интернет-зависимость наносит вред психике человека. По мнению врачей и психологов, зависимость от Интернета является «удобным» типом зависимости для родителей, так как носит неявный характер по сравнению с другими серьезными проблемами, к примеру, алкоголем и наркотиками
• Будьте внимательны к переменам в поведении ребенка Раздражительность, рассеянность, замкнутость, потеря интереса к любимым занятиям, ложь о количестве времени, которое ребенок проводит в сети, частое употребление пищи перед компьютером – все это может быть признаками зависимости от Интернета.
• Придумайте полезную альтернативу Интернету. Это может быть увлекательное занятие, активный отдых, посещение спортивных секций и кружков, обычная прогулка с друзьями или родителями.
• Старайтесь распознать зависимость как можно раньше и при необходимости обратиться к специалисту.
Правило 6.
Руководствуйтесь рекомендациями педиатров:
• До 7 лет врачи не рекомендуют допускать детей к компьютеру/Интернету. 7-10 лет — время за компьютером рекомендовано ограничить 30 мин. в день. 10-12 лет — до 1 часа за компьютером. старше 12 лет – не более 1,5 часов с обязательными перерывами.
• Помните, что злоупотребление компьютером рискованно для физического здоровья и может вызвать у ребенка ухудшение зрения, гиподинамию, подверженность аллергиям и даже сердечно сосудистые заболевания.
Способы фильтрации
http://www.ligainternet.ru/filtruyushchii-soft
http://www.netpolice.ru/filters/?sid=

http://www.icensor.ru/
 
Рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по применению Федерального закона от 29.12.2010
№ 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
 
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
Данные рекомендации по применению средствами массовой настоящего Федерального закона подготовлены с учетом обсуждений, прошедших в Роскомнадзоре с участием представителей основных телеканалов, радиоканалов, периодических печатных изданий, сетевых изданий, операторов кабельных сетей и спутникового вещания.
1. При осуществлении телевизионного вещания
Знак информационной продукции указывается
для каждой программы, передачи, публикуемой в программах телепередач;
в транслируемых программах и передачах, классифицированных как информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона);
в отдельных музыкальных видеоклипах, транслируемых вне рамок маркируемых тематических блоков или не соответствующих маркировке этих блоков в сторону более высоких возрастных ограничений.
Кроме того, в соответствии со ст. 27 Закона РФ "О средствах массовой информации" при каждом выходе в эфир телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения, а также знаком информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Знак информационной продукции демонстрируется в углу кадра и представляет собой:
применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - цифру "6" со знаком "плюс";
применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - цифру "12" со знаком "плюс";
применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - цифру "16" со знаком "плюс";
применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - цифру "18" со знаком "плюс".
Размер знака информационной продукции должен быть не менее размера логотипа телеканала.
Знак информационной продукции демонстрируется в начале трансляции каждой новой телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией).
Продолжительность демонстрации знака информационной продукции в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией) должна составлять не менее 8 секунд.
При демонстрации знака информационной продукции при телевещании такой знак не может накладываться на логотип телеканала, телепрограммы, телепередачи или иные знаки, маркировки, размещённые на информационной продукции, распространяемой посредством телевещания, а также накладываться на субтитры, надписи разъясняющего характера.
Знак информационной продукции, обозначающий её категорию, в публикуемых программах телепередач должен соответствовать знаку информационной продукции, размещённому вещателем при телевещании.
Без знака информационной продукции могут транслироваться
Телепрограммы, телепередачи, транслируемые в эфире без предварительной записи;
информационная продукция, имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.
Не подлежит распространению посредством телевещания с 7 часов до 21 часа по местному времени информационная продукция, предусмотренная пунктами 4 и 5 статьи 10 Федерального закона № 436-ФЗ, а именно, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера
Исключение составляют телепрограммы, доступ к просмотру которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств и демонстрацией соответствующего знака информационной продукции.
Информационная продукция, отнесенная производителем к информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, в которой не содержится информации, предусмотренной пунктами 4 и 5 статьи 10 Федерального закона № 436-ФЗ, и обозначенная знаком информационной продукции 16+ может распространяться без применения декодирующих технических устройств и вышеозначенных ограничений по времени ее распространения.
Не подлежит распространению посредством телевещания с 4 часов до 23 часов по местному времени информационная продукция, содержащая информацию побуждающую детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
способную вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
обосновывающую или оправдывающую допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающую осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
отрицающую семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
оправдывающую противоправное поведение
Исключение составляют телепрограммы, доступ к просмотру которых осуществляется исключительно с применением декодирующих технических устройств и демонстрацией знака информационной продукции.
Информационная продукция, отнесенная производителем к информационной продукции, запрещенной для детей и обозначенная знаком информационной продукции 18+, не может распространяться без применения декодирующих устройств с 4 часов до 23 часов по местному времени.
При размещении анонсов или сообщений о распространении посредством телевещания информационной продукции, запрещенной для детей, не допускается использование фрагментов указанной информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.
Анонсы телепрограмм, телепередач, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей должны сопровождать сообщением об этом посредством размещения в них соответствующего знака информационной продукции.
2. При осуществлении радиовещания
Знак информационной продукции указывается
в публикуемых программах радиопередач для конкретной радиопередачи, должен соответствовать возрастной категории, указываемой в звуковом текстовом предупреждении к данной радиопередаче.
Сопровождение сообщением об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, осуществляется вещателем не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании вместе с иными выходными данными или при каждом выходе в эфир радиопрограммы, также с иными выходными данными.
Основанием для сопровождения радиопередачи сообщением об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, содержащей негативную информацию, являются сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, осуществлённой вещателем, либо указанные производителем в сопроводительных документах на информационную продукцию.
Сообщение об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, содержащей негативную информацию, содержит в себе звуковое текстовое предупреждение:
применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - "для детей старше шести лет";
применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - "для детей старше двенадцати лет";
применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - "для детей старше шестнадцати лет";
применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - "запрещено для детей".
При сопровождении сообщением об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, содержащей негативную информацию, такое сообщение не может накладываться на звуковые сообщения, препятствующие восприятию текстового предупреждения.
Без знака информационной продукции могут транслироваться радиопрограммы, радиопередачи, транслируемые в эфире без предварительной записи;
информационная продукция, имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.
Не подлежит распространению посредством радиовещания с 7 часов до 21 часа по местному времени Информационная продукция, предусмотренная пунктами 4 и 5 статьи 10 Федерального закона № 436-ФЗ, а именно, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением описания действий сексуального характера
Исключение составляют радиопрограммы, доступ к просмотру которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств и демонстрацией соответствующего знака информационной продукции.
Информационная продукция, отнесенная производителем к информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, в которой не содержится информации, предусмотренной пунктами 4 и 5 статьи 10 Федерального закона № 436-ФЗ, и обозначенная текстовым предупреждением в виде словосочетания "для детей старше 16 лет" может распространяться без применения декодирующих технических устройств и вышеозначенных ограничений по времени ее распространения.
Не подлежит распространению посредством радиовещания с 4 часов до 23 часов по местному времени информационная продукция, содержащая информацию
побуждающую детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
способную вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
обосновывающую или оправдывающую допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающую осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
отрицающую семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
оправдывающую противоправное поведение
Исключение составляют радиопрограммы, доступ к которым осуществляется исключительно с применением декодирующих технических устройств и демонстрацией знака информационной продукции.
Информационная продукция, отнесенная производителем к информационной продукции, запрещенной для детей и обозначенная текстовым предупреждением в виде словосочетания "запрещено для детей", не может распространяться без применения декодирующих устройств с 4 часов до 23 часов по местному времени.
При размещении анонсов или сообщений о распространении посредством радиовещания информационной продукции, запрещенной для детей, не допускается использование фрагментов указанной информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.
Анонсы радиопрограмм, радиопередач, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей должны сопровождать сообщением об этом посредством размещения в них соответствующего знака информационной продукции.
3. При производстве и распространении периодических печатных изданий
Знак информационной продукции указывается
на первой полосе периодического печатного издания и должен соответствовать самой старшей возрастной категорию информационной продукции, распространяемой в данном выпуске периодического печатного издания.
В соответствии со ст. 27 Закона РФ "О средствах массовой информации" каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс";
применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";
применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";
применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";
применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".
Знак информационной продукции по размеру не должен быть меньше логотипа издания или шрифтов, используемых на полосе, при этом шрифт знака информационной защиты по начертанию, цвету должен отличаться от основного шрифта и цветных подложек, используемых на первой полосе периодического печатного издания.
Выпуск и распространение периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера, допускается без размещения знака информационной продукции.
4. При производстве и распространении сетевых изданий
Знак информационной продукции указывается
на главной странице сетевого издания и должен соответствовать самой старшей возрастной категорию информационной продукции, распространяемой в данном выпуске.
Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс";
применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";
применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";
применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";
применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".
Знак информационной продукции должен располагаться в верхней части главной страницы, по размеру должен быть не меньше 75% от заголовка второго уровня или не меньше размеров шрифта основного текста с применением полужирного начертания, или не меньше 20% от основной информационной колонки. По цвету знак информационной продукции должен соответствовать или быть контрастным цвету заголовка издания.
Новостная лента знаком информационной продукции не маркируется.
Не маркируются комментарии и (или) сообщения, размещаемые по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания.
К зарегистрированным до 10 ноября 2011 года (до вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2011 № 142-ФЗ) электронным периодическим изданиям, распространяемым в информационно-коммуникационной сети Интернет, применяются те же правила, что и к сетевым изданиям.
5. При производстве электронных периодических изданий, распространяемых на электронных носителях
Знак информационной продукции указывается
На обложке/футляре носителя и на самом носителе.
В остальном применяются те же правила, что и при производстве и распространении периодических печатных изданий.
При производстве и распространении продукции информационных агентств
Классификация информационной продукции информационного агентства распространяемой по подписке должна до начала ее оборота на территории Российской Федерации осуществляется ее производителем и (или) распространителем самостоятельно.
При распространении продукции информационного агентства в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет применяются правила установленные для сетевых изданий.
 
 
 
 
Классный час для 5-8 классов
 
 
Тема урока:  «Что такое нетикет и почему он появился. Правила общения в Интернете. Основы сетевого этикета.»
Цель: знакомство с основами общения в сети Интернет
 

Задачи:

 

 

образовательные:

 

познакомить понятием сетевого этикета
познакомить с основами общения в сети Интернет
 

развивающие:

 

способствовать формированию информационной культуры учащихся
 

воспитательные:

 

воспитывать ответственное отношение к психическому здоровью.
 

Знания:

 

основы общения в сети Интернет;
 

Умения:

 

         определить стилистику общения в сети Интернет.
 

Навыки:

 

основные приемы общения в сети Интернет.
 
Тип урока: урок изучения нового материала.
 
Методы и формы обучения: словесный (рассказ), видеометод, наглядный (демонстрация), практический;  интерактивная форма обучения (обмен мнениями, информацией), опрос.
 
Программно-дидактическое обеспечение: презентация «Что такое сетевой этикет».
 
Используемая литература и web-ресурсы:
1.     Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Поурочное планирование для 5 класса. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
2.     Рыжков В.Н. Методика преподавания информатики// http://nto.immpu.sgu.ru/sites/default/files/3/__12697.pdf
3.     В. Тимошенко. Сетевой этикет http://timkoplus.ru/internet/email/netiket.html
 
 
 

Этапы урока:

 

1) Постановка цели урока (3 мин).
Просмотр презентации.
Постановка темы урока.
2) Актуализация знаний (3 мин).
3) Изучение нового материала (10 мин).
Объяснение нового материала.
Просмотр презентации.
4) Практическая работа (10 мин).
Поиск информации в сети Интернет.
Обсуждение найденного материала.
5) Закрепление изученного материала (10 мин).
Опрос.
6) Закрепление итогов урока (4 мин).
Обсуждение результатов опроса.
Информация о домашнем задании.
 
 

Технические средства:

 

Проектор, компьютеры.
 
 

Ход урока

 

1) Постановка цели урока.
Просмотр презентации.
Постановка темы урока.
Деятельность учителя: Приветствие. Все вы знаете, что существуют определенные правила поведения в общественных местах, правила поведения за столом, когда вас пригласили на обед или ужин. Так, есть специальный этикет при работе в сети Интернет.
Деятельность учащихся: просмотр презентации «Что такое сетевой этикет».
 

2) Актуализация знаний

 

Деятельность учителя: Вы наверняка пользуетесь социальными сетями, можете ли Вы вспомнить случаи, когда обращения к Вам или сообщения в сети Вам не понравились? Как Вы общаетесь со своими друзьями, находясь в сети?
Деятельность учащихся: вспомнить о своем опыте общения в сети
 

3) Изучение нового материала

 

Объяснение нового материала.
Просмотр презентации.
Деятельность учителя: Если в обычной жизни этикет — это порядок поведения в обществе, свод неписаных правил, определяющих хорошие манеры, то нетикет — то же самое, только в интернете. Зачем Сеть — вселенная свободы и кажущейся вседозволенности — решила ограничить себя какими-то рамками? А, главное, кто его устанавливает и кому он выгоден?
Правила нетикета устанавливает каждый пользователь сети и выгодны они тоже каждому пользователю. Некоторый мистицизм, который мерещится во фразе «правила самозародились в недрах Сети», на самом деле означает, что эти правила поистине народные.
И хотя часть из них — простое приложение реалий повседневной жизни к особенностям Сети, все же существуют и совершенно уникальные особенности, учитывающие, например, отсутствующие в реальности возможности годами прятаться под маской-ником, создавать и наполнять жизнью совершенно невероятных персонажей, буквально за один день заявлять о своем существовании миллионам людей.
Поэтому даже самому злостному нарушителю писаных и неписаных правил выгодно, чтобы они существовали (хотя бы для того, чтоб было что нарушать). И от того, какой процент пользователей соблюдает правила, зависит удобство существования в сети всех остальных.
Деятельность учащихся: просмотр презентации «Правила общения в Интернете. Основы сетевого этикета».
Деятельность учителя (пояснения при просмотре презентаций): В 1994 году на свет появилась книга Netiquette в которой были сформулированы десять основных правил нетикета, следование которым существенно облегчит жизнь как вам, так и окружающим. Вот они.
 
Правило 1: Помните, что Вы говорите с человеком.
Одно из самых очевидных и все же самое часто нарушаемое правило в сети. Очень многие забывают, что их собеседник — не компьютер, что за буковками на экране прячется живой человек, которого легко обидеть, и расположение которого, однажды потеряв, может быть очень сложно вернуть. Золотое правило, которому учили Вас еще в детском саду, а? Не делай другим то, что не хочешь получить от них сам. Поставьте себя на место человека, с которым говорите. Отстаивайте свою точку зрения, но не оскорбляйте окружающих. В киберпространстве говорят: помните, что Вы говорите с человеком. Когда вы используете телекоммуникации, то имеете дело с экраном компьютера. Вы не можете жестикулировать, изменять тон, и выражение Вашего лица не играет никакой роли. Слова, только слова — это все, что видит Ваш собеседник. И еще одна причина, по которой следует быть вежливым в Сети. Когда Вы связываетесь с кем-либо в киберпространстве, помните, что Ваши слова фиксируются. Возможно, они сохранятся там, куда Вы уже не сможете добраться. Иными словами, есть шанс, что они еще вернутся и навредят Вам.
Правило 2: Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.
Интернет создает ощущение анонимности, вам кажется, что вам никто ничего не сделает, тем самым появляется заблуждение, что в сети правила поведения не так строги. Необходимо соблюдать этику общения, а также оставаться в рамках закона, как в реальном, так и в виртуальном пространстве.В реальной жизни большинство из нас подчиняется законам, иногда из-за ограничений, иногда из-за опасений быть пойманным. В виртуальном пространстве шансы быть пойманным сравнительно невелики. Люди иногда забывают о том, что «за экраном» находится живой человек, и думают, что в Сети правила поведения не так строги, как в обычной жизни.
Правило 3: Помните, где Вы находитесь в киберпространстве.
Если вы ведете активную Сетевую жизнь — посещаете несколько чатов и форумов, вам особенно важно помнить, какого стиля общения придерживаются ваши собеседники. Если днем вы — ответственный банковский работник, а вечера просиживаете на форумах поклонников Михаэля Шумахера… В большинстве давно сложившихся сетевых коллективов есть свои писаные или неписаные правила, которыми с удовольствием поделятся с новичком. Универсальным является совет первое время посидеть в уголке, посмотреть и послушать.Netiquette меняется от компьютера к компьютеру То, что без колебаний принимается в одном месте, могут посчитать за грубость в другом. Например, в конференциях, где обсуждаются телевизионные программы, разные слухи и сплетни — вполне нормальное явление. Но если вы решили вторгнуться с ними в журналистскую дискуссию, популярности это Вам не прибавит.
Правило 4: Уважайте время и возможности других.
Да, вы — пуп Земли. Вот только другие пупы об этом не знают. Готовясь поделиться со всем миром гениальной новостью, подумайте, а всем ли именно эта новость важна. И уж если вам открытым текстом говорят «Отстань!» (или «Мне эта дискуссия совершенно не интересна»), лучше все же отстать. Одним из следствий этого правила является уважительное отношение к чужому трафику. Выкладывая большие изображения, позаботьтесь о том, чтобы им сопутствовали небольшие превьюшки с указанием размера открывающегося по ним файла. Если вы даете ссылку на большой файл, не забывайте указывать его размер. Не следует ожидать мгновенной реакции на сообщения.Существует стереотип, мол, что сегодня у людей остается все меньше времени, хотя (или, быть может, поэтому?) мы тратим меньше времени на сон и изобретаем новые устройства, позволяющие сэкономить время. Когда Вы посылаете электронную почту Вы фактически претендуете на чье-то время. И тогда Вы отвечаете за то, чтобы адресат не потратил это время зря.Прежде, чем Вы отправите людям свое письмо, подумайте, действительно ли они нуждаются в нем. Если Вы ответите себе «нет», лучше не тратить их (и свое) время. Если же Вы сомневаетесь, подумайте дважды прежде, чем отправить сообщение.
Правило 5: Сохраняйте собственное достоинство.
Используйте преимущества анонимности. Я не хочу, чтобы у Вас создалось впечатление, будто Сеть — это мрачный и жестокий мир, полный людей, которые только и стремятся, что довести друг друга до инфаркта. В целом, все люди хотят, чтобы их любили. В Сети (например, в конференциях) Вы можете встретиться с теми, кого никогда бы не встретили в реальной жизни. И ни один из этих людей не видит Вас. Таким образом, никто не осудит Вас за цвет кожи, глаз, волос, за Ваш вес, возраст или манеру одеваться. Однако, Вас будут оценивать по тому, как Вы пишете. Для тех, кто находится в Сети, это имеет значение. Таким образом, правила грамматики играют важную роль.Если Вы уже давно работаете в Сети и понаторели в этих вопросах, все-таки не грех совершенствоваться. В настоящее время доступно множество пособий, но, возможно, интереснее прослушать курс. Если Вы — взрослый пользователь, то, наверное, нет смысла обучаться азам грамматики. Не оскорбляйте пользователей. Наконец, будьте терпеливы и вежливы. Не употребляйте ненормативную лексику, не идите на конфликт ради самого конфликта.Репутация в Интернете значит ничуть не меньше, чем в реальной жизни. Конечно вся аудитория Интернета Вас не узнает, но братья по интересам и сайтам могут знать Вас как полноценного человека. Если даже на первом этапе знакомства с Интернетом ников будет несколько, со временем один из них станет главным, тем, в котором вы себя ощущаете спокойно и надежно, возможно — даже надежнее, чем в паспортном имени. Стоит ли его марать репутацией скандалиста? Выскочки? Невежды? Зануды?
Правило 6: Помогайте другим там, где Вы это можете делать.
Наконец, после всех этих негативных моментов, один добрый совет. Почему задавать вопросы в виртуальном пространстве эффективно? Потому что Ваши вопросы читают многие люди, знающие на них ответ. И даже если квалифицированные ответят только несколько человек, общий объем знаний в Сети увеличится. Интернет сам по себе вырос из стремления ученых к обмену опытом. Постепенно в этот увлекательный процесс втянулись другие. Поэтому — участвуйте. Прочитав длинные списки пожеланий того, что не нужно делать, не бойтесь обмениваться своим опытом. Обмен опытом — увлекательное занятие. Это «древняя» и славная традиция Сети.Сеть — самая большая библиотека и хранилище всех возможных знаний. Вы в это верите? Это не так. В интернете появляется только та информация, которая хоть немного представляет выгоду автору. По этому могут возникнуть вопросы ответов на которые в Сети нет. Именно люди, с которыми мы встречаемся в Сети могут помочь Вам. Если вы увидели вопрос и можете на него ответить — ответьте. Если вы случайно обнаружили, что в Интернете отсутствует что-то, что вы хорошо знаете, — напишите об этом. Если новичок просит у вас помощи — помогите, как когда-то помогли вам. Если же вам никто никогда не отвечал на вопросы, не рассказывал что-то нужное или не помогал, продолжайте отвечать, рассказывать и помогать. Мир становится лучше, когда мы помогаем другим, а мы сами — счастливее.
Правило 7: Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их.
Человека, давно живущего в Сети, как правило, узнаешь не по воспаленным красным глазам и рефлекторному подрагиванию пальцев рук, нет. Человек, давно живущий в Сети, отличается крепкими нервами. Если вы всерьез думаете, что какого-нибудь Интернетного аксакала можно удивить лихо закрученным матерным загибом, вставленным в разговор о высокой готике, то подумайте еще немного. Желание отличиться выдает в вас новичка куда вернее, чем ник «я-тут-новенький». Те, кто в Сети давно, распознают будущий скандал в зародыше и стараются удалиться от него на безопасное расстояние. И это при том, что они сами могут подобный скандал спровоцировать явно эпатажным сообщением. Но брызгать слюной, доказывая в 300 сообщениях, что собеседник ничего не понимает в данной теме — удел слабых. Флейм (flames) — это эмоциональные замечания, часто высказанные без учета мнения других участников разговора. Это сообщения, где такт — не самое главное, а цель — вызвать реакцию пользователей: «Ну, давай, скажи, что ты на самом деле думаешь об этом?» Запрещает ли Netiquette флеймы? Не совсем. Флеймы — тоже старая традиция Сети (а Netiquette никогда не противоречил традициям). Флеймы могут доставлять удовольствие как сочинителям, так и читателям. А получатели флеймов часто заслуживают их.
Правило 8: Уважайте право на частную переписку.
Нет, я не думаю, что мои уважаемые читатели лазают по чужим вещам и читают чужие письма. Но это правило можно и нужно толковать более широко. А именно: не распространяйте в Сети личную информацию других людей — реальные имена, адреса, телефоны, фотографии. Никогда — ни при каких условиях! — не публикуйте логи ваших разговоров тет-а-тет без согласия собеседника или нескольких собеседников, если разговор предполагал конфиденциальность.
Правило 9: Не злоупотребляйте своими возможностями.
Виртуальное пространство предполагает различный доступ к тем или иным ресурсам, различный уровень знаний в тех или иных вопросах. Обладая преимуществами над другими пользователями, не следует пользоваться ими.
Некоторые люди в виртуальном пространстве чувствуют себя профессионалами. Это асы в каждой сетевой игре, эксперты в каждом офисе и системные администраторы на каждой системе. Обладая более широкими знаниями, чем остальные пользователи, или имея в руках более широкие полномочия, эти люди автоматически получают преимущество. Однако это вовсе не означает, что они могут им пользоваться. Например, системные администраторы не должны читать частные почтовые сообщения.
Правило 10: Учитесь прощать другим их ошибки...
или хотя бы время от времени вспоминайте, сколько ошибок сделали вы. Каждый когда-то был новичком. И не каждый извлечет выгоду из этой книги. Поэтому, когда кто-то допускает ошибку — будь это опечатка в слове, неосторожный флейм, глупый вопрос или неоправданно длинный ответ — будьте к этому снисходительны. Даже если руки чешутся ответить, подумайте дважды. Если Вы обладаете хорошими манерами, это еще не значит, что Вы имеете лицензию на преподавание этих манер всем остальным. Если же Вы решили обратить внимание пользователя на его/ее ошибку, сделайте это корректно и лучше не в конференции, а в частном письме. Дайте людям возможность посомневаться. И не будьте высокомерным и надменным. Как известно, исправления в тексте часто тоже содержат грамматические ошибки; также и указание на несоблюдение правил Netiquette, бывает, демонстрирует нарушение этого же Netiquette.
Используйте эти десять основных правил нетикета, следование им существенно облегчит жизнь как вам, так и окружающим.
 
 

3) Практическая работа

 

Поиск информации в сети Интернет.
Обсуждение найденного материала.
Деятельность учителя: сейчас вы запустите поисковую систему и попробуете найти тематический форум, например, аквариумистов, и найти правила общения в рамках данного форума. Вспомните, не приходилось ли вам видеть что-то подобное ранее в социальных сетях или на других сайтах.
Деятельность учащихся:
Составляются запросы, например «Форум аквариумистов» и демонстрируются результаты поиска. Обсуждение найденного материала.
 
 

4) Закрепление изученного материала

 

Опрос:
1) перечислить основные правила сетевого этикета
 

5) Закрепление итогов урока

 

Обсуждение результатов опроса
Информация о домашнем задании
Деятельность учителя: Сегодня мы рассмотрели с вами основные правила работы в сети Интернет, узнали, что такое сетевой этикет. Обсудите с родителями согласны ли они с данными правилами, какие примеры они могут привести в части соблюдения данных правил, возможно они сталкивались с несоблюдением данных правил в сети и какое у них к этому было отношение. Внимательно отнеситесь к их замечаниям. 
ПОДСКАЗКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Основной совет - поделитесь с ребенком своими знаниями и опытом, и тогда Интернет для него станет безопасным миром, наполненным интересными открытиями. Изучайте Интернет вместе с ребенком, и, может быть, Вы удивитесь, как много он уже знает!
 
 

1. Установите четкие правила пользования Интернетом для своего ребенка.

 

 
Установите несколько четких и жестких правил для ребенка, чтобы контролировать расписание, время подключения и способ использования им Интернета. Убедитесь, что установленные правила выполняются. Особенно важно контролировать выход ребенка в Интернет в ночное время.
 
 

2. Ребенок должен понять, что его виртуальный собеседник может выдавать себя за другого.

 

 
Отсутствием возможности видеть и слышать других пользователей легко воспользоваться. И 10-летний друг Вашего ребенка по чату в реальности может оказаться злоумышленником. Поэтому запретите ребенку назначать встречи с виртуальными знакомыми.
 
 

3. Не разрешайте ребенку предоставлять личную информацию через Интернет.

 

 
Ребенку нужно знать, что нельзя через Интернет давать сведения о своем имени, возрасте, номере телефона, номере школы или домашнем адресе, и т.д. Убедитесь, что у него нет доступа к номеру кредитной карты или банковским данным. Научите ребенка использовать прозвища (ники) при общении через Интернет: анонимность - отличный способ защиты. Не выкладывайте фотографии ребенка на веб-страницах или публичных форумах.
 
 
 

4. Оградите ребенка от ненадлежащего веб-содержимого.

 

 
Научите его, как следует поступать при столкновении с подозрительным материалом, расскажите, что не нужно нажимать на ссылки в электронных сообщениях от неизвестных источников, открывать различные вложения. Такие ссылки могут вести на нежелательные сайты, или содержать вирусы, которые заразят Ваш компьютер. Удаляйте с Вашего компьютера следы информации, которую нежелательно обнаружить Вашему ребенку (журнал событий браузера, электронные сообщения, документы и т.д.).
 
 

5. Установите на компьютер антивирусную программу.

 

 
Хороший антивирус – союзник в защите Вашего ребенка от опасностей Интернета. Panda Security предлагает решение, которое обеспечит максимальную комплексную безопасность - Panda Internet Security 2009, защищающий от известных и неизвестных вирусов, хакеров, спама, шпионского ПО, дозвонщиков и прочих Интернет-угроз.
Более того, данное решение содержит функцию родительского контроля для предотвращения доступа к нежелательному веб-содержимому.

Теперь Вы можете получить его бесплатно с 1 месяцем сервисов и обновлений.

 
ПРЕСТУПНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ: ЧТОМОЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ СНИЖЕНИЯОПАСНОСТИ
 
Пользуясь возможностями Интернета, дети подвергаются опасности вступить в контакт со злоумышленниками. Анонимность общения в Интернете способствует быстрому возникновению доверительных и дружеских отношений. Преступники используют преимущества этой анонимности для завязывания отношений с неопытными молодыми людьми. Вы сможете защитить своих детей, если поймете возможную опасность общения через Интернет и будете в курсе того, чем они занимаются в Сети.
 
 

ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДПРИНИМАЮТ ПРЕСТУПНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ.

 

Преступники преимущественно устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются привлечь подростка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и энергию. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в свои беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Некоторые преступники могут действовать быстрее других и сразу же заводить сексуальные беседы. Преступники могут также оценивать возможность встречи с детьми в реальной жизни.
 
 

КАК УЗНАТЬ, НЕ СТАЛ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЦЕЛЬЮ ПРЕСТУПНИКА?

 

Приведенные ниже признаки могут означать, что на вашего ребенка обратил внимание злоумышленник. Ваш ребенок проводит много времени в Интернете. Большинство детей, преследуемых Интернет-преступниками, проводят большое количество времени в Сети, особенно в чатах; подчас закрывают дверь в свою комнату и скрывают, чем они занимаются, сидя за компьютером. В семейном компьютере появились материалы откровенного содержания. В качестве предлога для начала сексуальных обсуждений злоумышленники могут снабжать детей фотографиями, ссылками на соответствующие сайты и присылать сообщения эротической окраски. Для того чтобы внушить ребенку мысль о естественности сексуальных отношений между взрослыми и детьми, преступники могут использовать фотографии с изображением детской порнографии. Имейте в виду, что ваш ребенок может прятать порнографические файлы на дисках, особенно если другие члены семьи пользуются тем же компьютером. Вашему ребенку звонят люди, которых вы не знаете, или он сам звонит по номерам, которые вам незнакомы. Установив в Интернете контакт с вашим ребенком, некоторые злоумышленники могут попытаться вовлечь детей в секс по телефону или попытаться встретиться в реальной жизни. Если дети не решаются дать номер телефона, злоумышленник может сообщить им свой. Не разрешайте своему ребенку лично встречаться с незнакомцем без контроля с вашей стороны. Ваш ребенок получает письма, подарки или посылки от неизвестного вам лица. Обычно преследователи посылают своим потенциальным жертвам письма, фотографии и подарки. В других странах они порой даже отправляют билеты на самолет, что- бы соблазнить ребенка личной встречей. Ваш ребенок сторонится семьи и друзей и быстро выключает монитор компьютера или переключается на другое окно, если в комнату входит взрослый. Интернет-преступники усердно вбивают клин между детьми и их семьями и часто преувеличивают небольшие неприятности в отношениях ребенка с близкими. Кроме того, дети, подвергающиеся сексуальному преследованию, становятся замкнутыми и подавленными. Ваш ребенок использует чью-то чужую учетную запись для выхода в Интернет. Даже дети, не имеющие доступа в Сеть дома, могут встретить преследователя, выйдя в Интернет у друзей или в каком-нибудь общественном месте, например библиотеке. Иногда преступники предоставляют своим жертвам учетную запись, чтобы иметь возможность с ними общаться.
 
 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК СТАЛ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЦЕЛЬЮ ПРЕСТУПНИКА?

 

Регулярно проверяйте компьютер на наличие материалов откровенного характера или каких-либо свидетельств об общении с сексуальной окраской – это настораживающие признаки.
Контролируйте доступ вашего ребенка ко всем средствам общения, работающим в режиме реального времени, таким, как чаты, мгновенные сообщения и электронная почта. Обычно Интернет-преступники впервые встречают своих потенциальных жертв в чатах, а затем продолжают общаться с ними посредством электронной почты или мгновенных сообщений. Не вините детей. Если, несмотря на все меры предосторожности, ваши дети познакомились в Интернете со злоумышленником, вся полнота ответственности всегда лежит на правонарушителе. Предпримите решительные действия для прекращения дальнейших контактов ребенка с этим лицом. Если ваш ребенок получает фотографии откровенного характера или подвергается сексуальным домогательствам, сохраните всю имеющуюся информацию, включая адреса электронной почты, адреса сайтов и чатов, чтобы иметь возможность ознакомить с ней представителей власти.